• Легенда о происхождении триграмм

       Об авторе статьи:Доктор Тубден Пунцок

       Доктор Тубден Пунцок был лично выбран Чогьялом Намкаем Норбу, основателем Института Шангшунг для проведения трёхлетнего основного курса тибетской медицины. Доктор Пунцог родился в 1955 в местности Пелпунг (области Дерге) в Восточном Тибете в семье из рода второго Конгтрула, Палден Кьенце Одзер.

       С шести до двадцати лет он изучал медицину, поэзию, астрологию, историю, логику и философию у некоторых мастеров из монастыря Пелпунг. Он изучал медицину у Йонтен Пунцога, личного врача второго Конгтрула, а тибетскую грамматику и различные системы астрологии и астрономии — у Кьябше Пенде.

       В настоящее время доктор Пунцог является профессором тибетологии в центральном Университете Наций, где преподает курсы литературы, философии, медицины, поэзии и астрологии. Он также является профессором отделения тибетской медицины в Институте тибетологии провинции Сычуань. Кроме того, доктор Пунцок — автор многочисленных академических публикаций: Грамматика Тибетского языка, Расчеты тибетского лунного календаря (Minzu Press, Bejing, 1991) в 2-х томах, История Тибета (Sichuan People’s Press), а также многочисленных статей по тибетской истории, языку и медицине.

    sipaho-parkha

       Происхождение триграмм (или по тиб. Паркха) связано с древней культурой Бон — добуддийской религией Тибета. В настоящее время астрологические вычисления, основанные на Паркха, используются во всех школах тибетского буддизма: Гелуг, Сакья, Кагью, а также в древней школе Ньингма. Изменив терминологию, чтобы вписаться в буддистскую структуру, эти школы переняли много ритуалов бонской традиции — например, То (gtos), До (mdos), Йе (yas) и Луд (glud), а также ритуал Санг (bsangs) (во время которого, для достижения различных целей, например — умиротворения местного божества, сжигается можжевельник и другие ароматические травы).

       Но, несмотря на такое обширное и сознательное заимствование из традиции Бон, было время, когда культура и последователи Бон были повсеместно гонимы буддистами — главным образом по политическим причинам.

       Большинство тибетцев часто прибегали к помощи традиционных бонских ритуалов, и у недавно принесённого буддизма не было выбора, кроме включения этих ритуалов в свою традицию. В этом процессе ассимиляции, не желая признавать бонское происхождение астрологии элементов и других обрядов, они предпочли считать, что, так как некоторые элементы астрологии и ритуалы похожи на присутствующие в индийской культуре, они заимствованы из Индии. То же самое и с аналогичными элементами китайской культуры — их посчитали завезёнными из Китая.

       Однако многие астрологические аспекты и ритуалы существовали только в Тибете, их не было ни в Китае, ни в Индии. Поэтому буддистские последователи стали утверждать, что эти аспекты и ритуалы были систематизированы историческим деятелем по имени Конгце Трулгьи Гьялпо, которого буддисты позже стали считать проявлением Манджушри (бодхисаттвы — воплощения мудрости). Конгце Трулгьи Гьялпо родился за 600 лет до Будды, поэтому им было трудно назвать его буддистом, так что они не говорили, что он буддист, но и не признавали, что он был бонпо.

       Астрология — это очень древняя наука, существовавшая у самых разных народов. Например, почти по всему миру люди соотносят дни недели: воскресенье, понедельник и т.д., с названиями планет. Конечно, в различных языках планеты называются по-разному, но совершенно очевидно, что они обозначают одно и то же. Например, по-английски говорят «Сандэй» (день солнца) «воскресенье», по-тибетски — «За нима» ( так же — день солнца) и т.д.

       В астрологии элементов дни связаны со свойствами элементов: например, воскресенье — с огнём, понедельник — с Водой, вторник — с огнём, среда — с водой, четверг — с деревом, пятница — с металлом, суббота — с землёй. До того как в Тибете появилась письменность, дни недели обозначались символами. Например, воскресенье — изображением солнца, понедельник — луны, вторник — глаза, среда — руки, четверг — деревянной пурбы или трёхгранного кинжала, пятница — меча, трезубца или наконечника стрелы, а суббота — пениса или узла.

       В мифологии Бон история происхождения Паркха и процесс формирования мира описывается следующим образом:

    1. Чистая часть элементов проявилась как пространство.

    2. Нечистая часть элементов, проявилась как земля.

    3. Гора возникла, чтобы соединить пространство и землю.

    4. В каменных долинах горы возник ветер.

    5. Движение ветра породило огонь.

    6. Соприкосновение ветра и огня вызвало дождь.

    7. В результате взаимодействия ветра, огня, воды и земли возникло дерево.

     8. Элемент огонь, расплавив землю, проявил её чистую сущность — металл.

       Этот процесс, также как и весь внешний мир, символизируется изображением золотой черепахи, обращённой головой на юг:

    1. Чистая сущность элементов вышла изо рта черепахи в виде пара и стала «старым отцом существования» (Сидпа Яб Гьен), первой и наиболее древней триграммой — Кхен, символом неба. Его описывают как старика с седыми волосами, одетого в жёлтый шёлк, верхом на собаке, с хрустальным жезлом в руке.

    2. Нечистая часть элементов вышла в виде экскрементов черепахи и, упав, стала «старой матерью существования» (Сидпа Юм Ге Ма), второй триграммой — Кхон, которая символизирует землю. Её изображают как старую женщину с седыми как перламутр волосами, с сотней морщин на лице, одетую в белый шёлк, с мотыгой в правой руке и деревянной палкой в левой, верхом на овце.

    3. Старый отец и мать существования вступили в союз, от которого родился старший сын, третья триграмма — Кин, символизирующая гору, соединяющую небо и землю. Старший сын изображается в виде монаха со священной книгой в руках, верхом на розовом воле.

    4. Затем ветер, дующий в каменных горных долинах, породил четвёртую триграмму по имени Сон. Она символизирует старшую дочь. Это молодая женщина, одетая в жёлтый шёлк, едет верхом на дзо, и держит в руках круглый кожаный мешок, похожий на шар.

    5. От порывов ветра возник элемент огонь, символизируемый триграммой Ли. Это младшая дочь старых отца и матери существования. Она розового цвета, с головой лошади, одета в красный шёлк, в правой руке держит ковш, полный крови, а в левой — факел.

    6. От столкновения воздуха и огня возникла шестая триграмма — Кхам, вода, внук старого отца и матери. Его изображают чёрным человеком с длинными волосами, одетым в чёрное, верхом на чёрной свинье, с кожаным шаром, полным воды, в руке.

    7. Дождь, пролившись на землю, породил триграмму Син, дерево. Это внучка старого отца и матери, она зелёного цвета, одета в зелёный шёлк, держит растение в скрещенных на груди руках, едет верхом на зелёном осле.

    8. Под воздействием элемента огонь, расплавившего землю, возникла её чистая сущность — металл (золото, серебро, медь, и т.д.), триграмма Та — младший сын старого отца и старой матери. Это молодой воин в шлеме и доспехах, с мечом и копьём в руках, верхом на козле.

    Итак,

    триграмма Кхен — отец,

    Кхон — мать,

    Кин — старший сын,

    Сон — старшая дочь,

    Ли — младшая дочь,

    Та — младший сын,

    Кхам — внук, и 

    Син — внучка.

       Существует легенда о возникновении Кхам и Син. Старший сын, Кин, в поисках невесты, три раза обошёл гору Меру, «ось мира» по часовой стрелке. Сон с аналогичным намерением три раза обошла океан в направлении против часовой стрелки. Они встретились посреди вихря ветра в стране, называемой Сринпо Дугпа Чанги Юл (страна, населённая дикими каннибалами), в месте под названием «изначальное пространство». В центре этого вихря они не узнали друг друга и вступили в кровосмесительную связь. От их союза родились сын, триграмма Кхам, и дочь, триграмма Син.

       Эта кровосмесительная связь стала трагедией, которая вызвала нарушения среди различных классов нечеловеческих существ, в особенности Дэвов и Нагов. Опьянённые умственным помрачением (от этого кровосмешения существование загрязнилось), они стали соединяться между собой, породив таким образом Восемь Классов богов и демонов. Так возникли существа шести миров: существа ада, голодные духи (прета), животные, люди, полубоги (асуры) и боги, а также болезни и страдания.

       Страдание, поразившее обитателей мира, стало известно старому отцу существования, триграмме Кхен, который пожелал узнать, что случилось. В ответе, пришедшем из пространства, говорилось, что случившееся было результатом кровосмесительной связи старшего сына с его сестрой, и что семье лучше не оставаться вместе, а разойтись в восьми направлениях. Младшая дочь Ли, желая примирить семью, обратилась к старому отцу с просьбой простить Кин и Сон за недоразумение, ставшее причиной обрушившихся на мир страданий. Однако старый отец не внял её словам, рассердился, и проблемы в семье не закончились, поэтому каждый из них занял одно из восьми направлений. Каждый принёс в своё направление свои качества и те вещества, которые выражали их сущность (включая камни, кусочки дерева и т.д.). Позже эти предметы стали использоваться в обрядах для умиротворения вреда, вызванного неблагоприятным сочетанием элементов или триграмм.

       Наконец, старая мать, родившаяся в год Земляного Барана, умерла в возрасте 226 лет в год Деревянного Дракона. Её похоронили в земле на следующий год, в год Деревянной Змеи. Тогда ещё не было никаких похоронных ритуалов для умиротворения Восьми Классов и восстановления равновесия элементов. Из-за этого старый отец, рождённый в год Земляной Собаки и проживший 253 года, умер в год Железной Свиньи. Таким же образом из-за отсутствия надлежащих похоронных обрядов внезапно умерли Син, Сон и Кхам. После этого Та, Ли и Кин, выяснив причину, создали ритуал умиротворения Восьми Классов богов и демонов и уравновешивания элементов внутри семьи. В результате этого, в мире на многие эоны лет наступили покой и процветание.

    После этого периода процветания мир начал приходить в упадок, и загрязнение ума его обитателей стало возрастать. В это время родился Саге Йодпо, пересказавший легенду о происхождении Паркха, он стал первым тибетцем, давшим астрологические вычисления.

    Миф о происхождении Паркха, Мева, планет, созвездий и других астрологических показателей можно найти только в текстах Бон. Подобных объяснений нет ни в астрологических трактатах Китая, ни других стран. Когда китайских астрологов спрашивают о происхождении Паркха, или триграмм, они не могут дать никакого ясного объяснения и иногда ссылаются на народность И, это выходцы из Тибета, жившие на границе Китая, с обычаями и верованиями, тесно связанными с традицией Бон.

    источник

    • 21.03.2006
    • 1170
    • 0
наверх