• История тибетской астрологии

    Понятие «Тибетская астрология» не подразумевает под собой какую-то отдельную, независимую астрологическую традицию созданную именно на территории Тибета и получившую свое распространение только в Тибете. На протяжении тысячелетий происходили заимствования культур, традиций и знаний между различными народами, населявшими нашу планету в древности.

    Названия 12 зодиакальных созвездий, характеристики планет «Солнечной системы», теория элементов (огонь, земля, ветер, вода), принципы математических вычислений, планеты — управители семи дней недели (воскресенье — день Солнца, понедельник — день Луны, вторник — день Марса и т.д.), планеты — управители времени суток и многие другие астрологические циклы абсолютно идентичны во всех астрологических традициях сохранившихся до наших дней.

    Согласно некоторым тибетским источникам в древности (более 18 тысяч лет назад) существовало единое астрологическое Знание, которое было принесено на Землю Просветленными существами с целью Освобождения всех живых существ от страданий. В древних тибетских текстах сохранились многочисленные легенды и придания повествующие об этом. Уникальность тибетской традиции в том, что благодаря ей мы и сейчас можем прикоснуться к Знаниям древних цивилизаций. Тибетская астрология тысячелетиями передавалась от Учителя к ученику и вплоть до наших дней остается непрерываемой астрологической традицией. Многие методы вычислений и астрологические трактаты, в силу определенных причин утраченные другими астрологическими школами, были сохранены в горных монастырях Тибета, по прежнему изучаются и продолжают передаваться от Учителя к ученику.

    В Тибете, так же как и в других странах, на смену одной власти приходила другая, новая религия заменяла старую (традиционную), вносились изменения в историю государства и общественное сознание народа, историки занимали одну или другую сторону и создавали соответствующие летописи. В силу указанных выше причин, в настоящее время среди современных историков, изучающих культуру и традиции Тибета, нет единого мнения по поводу возникновения и периодов развития тибетской астрологии.

    Мы предлагаем для Вашего рассмотрения несколько версий по данному вопросу.

    Ниже следует перевод статьи «История тибетской астрологии», размещенной на официальном сайте Института тибетской медицины и астрологии при Далай-Ламе (Дхармасала, Индия):

    Тибетская астрология известна с давних времён. Её самые старые письменные источники относятся к 7-ому столетию новой эры. До этого времени астрологическое знание передавалось из уст в уста в стихотворной форме.

    Тибетская астрологическая система уникальна. Она развилась на основе исконной для этого народа древней религии Бон и испытывала при этом влияние соседних Китая, Индии, Персии и Греции, а также философии буддизма. Хотя в тибетской астрологии присутствуют аспекты, свойственные индийским и китайским системам, способы их использования и интерпретации отличаются. Именно поэтому тибетская астрология представляет собой самостоятельную и отличающуюся от прочих систему.

    До 2-ого столетия до н. э.

    В древности религия Бон главенствовала в Тибете, и в ней уже тогда существовала астрология элементов. Но о первоначальной форме этой астрологии известно немного. Известно, что уже тогда существовало знание о пяти первоэлементах — Дерево, Огонь, Земля, Железо и Вода — а также о фазах Луны и Солнца. Гадание и система предсказаний опирались на шаманизм с его чёрной и белой магией, заклинаниями, жертвоприношениями животных и человеческой крови.

    Со 2-ого столетия до н. э. по 4-е столетие н. э.

    Во время правления первого царя Тибета Ньятри Ценпо (он взошёл на трон в 127 году до н. э.) были созданы двенадцать главных доктрин Бон с детально разработанной системой, среди которых были астрология и медицина.

    В этот период времени астрология активно развивалась, но довольно трудно определить точные даты этапов этого развития. Астрологи Бон соединили пять первоэлементов с внутренними энергиями Сог (жизнь), Лу (тело), Вангтанг (сила) и Лунгта (удача). Они также исследовали магический квадрат с девятью цифрами мева, в это же время начала формироваться система двенадцати животных лет. Предположительно из Китая приходит принцип восьми триграм (паркха) (также известный из книги И-Цзин).

    4-е столетие н. э.

    Первые Буддистские учения и священные тексты прибыли в Тибет, а вместе с ними и дальнейшее развитие астрологии и астрономии.

    6-е столетие

    Тибетский царь Намри Сонгцен посылает за границу для изучения астрологии четырёх ученых. Они вернулись, обладая большими знаниями по астрологии, и передавали их устно.

    7-е столетие

    33-й царь Тибета Сонцен Гампо (617-650 гг.) взял себе пятую жену — китайскую принцессу Конг Джу. Она была буддисткой и в качестве её приданного в Тибет прибыли большие статуи Будды, но она также знала астрологию и привезла с собой множество книг по классической китайской астрологии элементов. Царь построил буддистский храм и отправил одного из своих министров в Индию с целью создания письменного тибетского языка, чтобы иметь возможность перевести на тибетский священные буддистские тексты. Этот проект был успешно осуществлён, и с того времени в Тибете появились письменные источники, в том числе и по астрологии.

    8-е столетие

    Это столетие было « Золотым веком » для тибетской медицины, астрологии, и Дхармы. Шло активное развитие во всех областях науки, и этот период вдохновлял тибетских учёных ещё в течение многих последующих столетий. Король Трисонг Децен (718-785) пригласил индийского мудреца Гуру Падмасамбхаву передавать Учение. Он усовершенствовал астрологию элементов, объединив её с буддистской философией, и представил концепцию о том, что элементы в их чистом виде являются основой всей жизни во вселенной и те же самые элементы в их нечистой форме являются ядами для тела.

    9-е столетие

    Тибет страдал от слабого управления и упадка культуры, что также неблагоприятно влияло и на астрологию.

    10-е столетие

    Взойдя на трон, новый царь Тибета послал ученых в Индию, чтобы возвратить некоторые учения, которые были утеряны во времена упадка. Этот период в тибетских исторических хрониках называется «Поздние переводы». В это время были переведены другие важные тексты по астрологии. Астрология элементов, пришедшая из Восточного Туркестана и испытавшая заметное китайское влияние, начала использовать 60-летний цикл, в котором сочетаются животные и элементы.

    11-е столетие

    Шри Калачакра Тантра была переведена с санскрита на тибетский в год Огня-Кролика (1027). В этом тексте содержатся основы современной тибетской астрономии, опираясь на которые сегодня составляется тибетский астрологический календарь с указанием ежедневного положения звезд, планет и знаков зодиака.

    12-е столетие

    Янгчар (Шива Свародхая Тантра), что означает Возникновение гласных, была переведена с санскрита на тибетский.

    17-е столетие

    Тибетская астрономия и астрология достигают нового пика, когда Деси Сандже Гьяцо регент Пятого Далай-Ламы, Нгаванга Лобсанга Гьяцо составил собрание астрологических текстов. Даже спустя почти четыреста лет этот текст все ещё используется тибетскими астрологами.

    20-е столетие

    В 1916 13-ый Далай-Лама основал в Лхасе Институт астрологии и медицины Мен-Ци Кханг. После вторжения в Тибет китайцев 14-ый Далай-Лама, бежавший из своей страны, в 1961 году восстановил Институт Мен-Ци Кханг в Дхармасале, на севере Индии.

    (Продолжение следует)

    • 05.07.2005
    • 379
    • 0
наверх